Не все родители могут позволить себе быть с малышом дома до 3–5 лет. Поэтому некоторые детки начинают посещать детский сад с 1,5–2-летнего возраста. Сложности адаптации зачастую не зависят от возраста крохи. Хотя, несомненно, такие малютки еще очень нуждаются в постоянном близком общении с мамой. Но что же делать, если жизнь вносит свои коррективы? В силах ли родителей «смягчить» первые детские шаги в группу?
Как смягчить боль расставания, подготовить ребенка к детскому дошкольному учреждению
Наверное, все мамы помнят тяжесть момента, когда за ребенком впервые закрылась дверь ясельной (младшей) группы. Следующий час тянется неумолимо долго, мы считаем шаги и ждем, когда же придет время вернуться за крохой. Но следует знать, что от наших переживаний малютке легче не будет. А вот подготовить его к этому сложному периоду жизни в наших, родительских силах. Что же надо сделать задолго до знакомства с казенным домом?
1. Всему свое время. По мере роста малыша тщательно продумайте, когда именно отдать его в детский сад. Если кроха совсем домашний ребенок – находится все время с мамой, не остается ни на минуту ни с кем из родственников, друзей – ему будет очень сложно адаптироваться в коллективе. Главная задача родителей – вырастить самостоятельную личность. Поэтому начинайте «отпрашиваться» у малыша в магазин за конфеткой, к доктору в поликлинику, в очень важную поездку. Обещайте вознаградить его за хорошее поведение в гостях у бабушки с дедушкой, крестной, лучшей подруги.
Основная задача в этот период – научить малыша обходиться без мамы (папы). Для него не должно становиться трагедией самостоятельное пребывание в гостях.
2. Спокойствие, только спокойствие. Эмоционально ребенок очень близок с мамой. Тоненькая ниточка связывает двух людей с момента рождения, крепнет в период грудного вскармливания, на фоне совместных игр и т.д. Многие люди на протяжении всей жизни сохраняют ощущение единого целого с самым родным человеком. Для деток же переживания, сомнения, огорченный взгляд мамы становятся поводом беспокоиться, паниковать, негативно настраиваться на предстоящее событие.
Будьте спокойны и уравновешенны. По дороге в сад считайте деревья, шаги, рассматривайте окружающий мир, рассказывайте крохе любимые четверостишия, повествования – отвлекайте малютку от тягостных мыслей. Пообещайте забрать малыша, как только освободитесь после работы. Заинтригуйте обязательным получением вечернего сюрприза. Не говорите, что время без него проведете дома. Ребенок должен понять, что мама действительно вынуждена его оставить в группе, что это необходимость.
3. Благодатная почва. Возьмите за правило гулять ежедневно возле детского дошкольного учреждения. Показывайте малютке резвящихся, смеющихся детей, делайте акцент на том, что они там находятся без родителей, что им весело, интересно проводить время с воспитателем и друг с другом. Выбирайте прогулку во второй половине дня, чтобы малыш видел, как ребята играют, а после их забирают домой родители. Попросите разрешения познакомиться заранее с воспитателем.
Обязательно научите кроху самостоятельно кушать, ходить в туалет, обслуживать себя соразмерно возрасту. Это упростит работу персонала, да и малышу будет легче привыкнуть к новым правилам.
В некоторых учреждениях разрешено посещение детского сада родителями в период стартового кратковременного пребывания крохи в саду. Иногда это действительно необходимо – малыш чрезвычайно истерит. В большинстве же случаев страх у детей пропадает на 4-5 день посещения. После выходных ненадолго возобновляется, а начиная с 8–10 дня ребенок весело бежит на встречу с друзьями.
4. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Большое количество детей в закрытом помещении, благоприятные условия для циркуляции вирусов, состояние стресса – все эти факторы пагубно сказываются на детском здоровье, ослабляют иммунную защиту. Позаботьтесь о закаливании малыша. Одевайте по погоде. Не превращайте в тепличное растение любимое чадо. Иначе малейший сквозняк, чих в сторону хилого ребенка – и он сляжет с бронхитом или отитом. Конечно, болеют абсолютно все дети, посещающие коллектив, но в ваших силах сократить количество пропусков, вырастить здорового человека, организм которого с легкостью справится с ОРВИ.
5. Режим прежде всего. Ребятишкам легче засыпать, кушать в одно и то же время. Поэтому узнайте заранее у заведующей садом о распорядке в подконтрольном ей заведении. Приведите домашний режим дня в соответствие с этим расписанием. Тогда организм малютки намного легче пройдет период привыкания.
Будьте начеку
Если адаптация слишком затянулась, у крохи появились нервозность, детские страхи, другие неврологические нарушения, то родителям стоит внимательней отнестись к происходящему. Поговорите с персоналом учреждения, задействуйте штатного психолога, смоделируйте с помощью игрушек ситуацию, в которой вы – это ребенок, а малыш с куклой – воспитатель или его ассистент. Подобная импровизация подскажет, что пугает малютку. К сожалению, нередки инциденты, когда профнепригодность, некомпетентность педагогов играет ключевую роль в нежелании ребенка посещать учреждение. В тяжелых случаях обратитесь за консультацией к хорошо зарекомендовавшему себя детскому психологу.
Почаще обнимайте, ласкайте малыша, придя домой. Показывайте, как вы им дорожите и соскучились за время разлуки. Расспрашивайте о проведенном дне, разбирайте случившееся.
Пусть первые самостоятельные шажки подрастающего малютки будут удачными!
Автор статьи: Марина Сосновская, источник статьи: medbooking.com